«Использование дидактических игр по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения»
Встал малыш на ноги – он уже пешеход.
Сел ребенок на велосипед – он уже водитель.
Поехал в автобусе – он уже пассажир.
И везде его подстерегает опасность.
Дети – это особая категория участников дорожного движения, даже происшествия с их участием выделены отдельной строкой – детский дорожный травматизм. И, конечно же, профилактике данного вида происшествий должно уделяться особое внимание. Количество дорожно-транспортных происшествий с участием детей ежегодно возрастает, а это в первую очередь вина нас, взрослых.
Сложившаяся ситуация требует от педагогов и родителей более серьезного и основательного подхода к проблеме профилактики детского дорожно – транспортного травматизма, чтобы эти показатели были сведены к нулю.
Несомненно, безопасность пешехода зависит от знания и соблюдения им правил поведения на улице. И если в сложной ситуации, при появлении опасности, взрослого человека может выручить инстинкт самосохранения, ловкость, быстрая реакция, то ребенок дошкольного возраста, к сожалению, такими качествами пока не обладает и, оказавшись в критической ситуации, не зная правил безопасного поведения на дорогах, не сумеет принять быстрое и правильное решении.
Работая по данной теме, я преследую следующие задачи:
- обучение дошкольников дорожной лексике и включение их в самостоятельную творческую работу, позволяющую в процессе выполнения заданий изучать и осознавать опасность и безопасность конкретных действий на улицах и дорогах;
- развитие у детей познавательных процессов, необходимых им для правильной и безопасной ориентации на улице;
- формирование у детей навыков и устойчивых положительных привычек безопасного поведения на улице.
И так как игра - один из важнейших видов деятельности ребенка, его самовыражения, способ его совершенствования. И в процессе игры развиваются внимание, память, воображение, вырабатываются навыки и привычки, усваивается общественный опыт. Она делает досуг содержательным, учит творчеству, умению ориентироваться в сложных ситуациях.
Я в своей практике для ознакомления дошкольников с правилами дорожного движения активно использую дидактические игры, которые помогают мне знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге. В дидактической игре иные отношения у педагога и воспитанника.
Основное отличие дидактической игры как формы обучения от занятия заключается в том, что я не ставлю перед ребенком прямой познавательной задачи, а она заключена в игровой задаче, в содержании и правилах игры, в игровых действиях. Ребенок играет и вместе с тем усваивает те или иные сведения, применяет ранее усвоенные знания. Повторность действий в игре способствует формированию навыков и умений. Полученные в детстве знания, наиболее прочные; правила, усвоенные ребенком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека.
Дидактических игры имеют цель не столько обучение дошкольников непосредственно правилам дорожного движения, сколько формирование и развитие у них навыков и положительных устойчивых привычек безопасного поведения на улице.
При этом необходимо учитывать следующую закономерность: чем больше у дошкольника сформировано полезных навыков и привычек безопасного поведения на улице, тем легче ему будут даваться знания по дорожной тематике в общеобразовательном учреждении.
Использую такие дидактические игры как «Светофор», «Собери знак», «Регулировщик», «Красный, желтый, зеленый», «Поступи правильно» которые помогают лучше усвоить правила дорожного движения.
Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определѐнными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Очень важно подобрать игру сообразно детским возможностям, т.е. такие, чтобы дети действительно увлеклись. Чтобы во время занятий выявилась их творческая смекалка, сообразительность, самостоятельность в преодолении трудностей. Каждая дидактическая игра состоит из познавательного и воспитательного содержания, игрового задания, игровых действий, игровых и организационных отношений. Например: при изучении темы «Друзья дорожные – знаки всевозможные» использую дидактическую игру «Дорожные знаки», познавательное и воспитательное содержание игры – это познакомить детей с дорожными знаками, средствами регулирования дорожного движения и опознавательными знаками транспортных средств; закрепить знания по правилам дорожного движения. Игровое задание – найти и соединить подходящие половинки элементов игры; выигрывает тот, кто первым найдѐт и составит подходящие половинки для всех своих карточек. В правилах игры заложен более глубокий смысл – познание мира и воспитание определѐнных нравственных качеств: ответственность, уважение, порядочность и т.д. Результат игры для воспитателя является показателем уровня достижений детей или в усвоении знаний, или в их применении, в установлении взаимоотношений детей в игре. Детям же правила важны как способ решения игровой задачи.
В организованной образовательной деятельности использую с дошкольниками новые педагогические технологии:
- моделирование опасных и безопасных дорожных ситуаций;
- самостоятельная работа в альбомах по рисованию;
-коллективная деятельность детей по изучению, осмыслению и осознанию правил дорожного движения, опасности и безопасности в дорожной среде. Реализую эти технологии, так же при помощи игры
При работе с детьми необходимо учитывать следующую закономерность: чем больше у дошкольника сформировано полезных навыков и привычек безопасного поведения на улице, тем легче ему будут даваться знания по дорожной тематике в общеобразовательном учреждении.
В заключении хочу сказать, обучение маленького человека начинается с детства, когда рядом с малышом всегда находятся родители, воспитатели детского сада. Взрослые несут ответственность за жизнь и здоровье ребенка, обязаны научить ребенка жизненно важным правилам, подготовить его к встрече с различными сложными, а порой и опасными жизненными ситуациями. Поэтому необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Эти правила следует подробно разъяснить детям, а затем следить за их выполнением. Однако безопасность и здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице, поэтому главной задачей является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности.